Мой метод значительно быстрее классического психоанализа, а также он другой по форме: общение более свободное, личное, прямое (без кушетки). Скорость намного выше, как и категории клиентов, с которыми возможна плодотворная работа.

Эффективность работы психолога можно измерить, сравнивая состояния клиента до и после курса психологической помощи, однако, объективных критериев такому подходу надостает: обратная связь клиента о работе психолога часто расходится с показателями пройденных тестов, а сами клиенты по определению не могут сказать объективно, поможет ли то, что они испытали другому человеку. Именно поэтому, рекомендуя хорошего психолога, можно ненароком ввести в заблуждение: данный психолог и его методы подошли (и помогли) Вам, но для другого человека это может быть малоэффективно.

Со временем ученые смогли внести в эту проблематику более объективный критерий, лишенный субъективного окраса и личных впечатлений. Научно-практическое измерение эффектов психологической работы можно проследить при изучении активности мозга, особенно в области процессов нейронной сети. Мы разберем несколько примеров.

Источник: Buchheim, A., Viviani, R., Kessler, H., Kächele, H., Cierpka, M., Roth, G., … Taubner, S. (2012). Changes in Prefrontal-Limbic Function in Major Depression after 15 Months of Long-Term Psychotherapy. PLoS ONE, 7(3), e33745. doi:10.1371/journal.pone.0033745

На данном снимке можете сравнить активность миндалины головного мозга в ситуациях тревога после прохождения курса психологической помощи (слева) и курса приема антидепрессанта циталопрама (справа).

Как видно по рисунку, психологическая помощь привела к более стабильной реакции мозга на тревожный стимул, нежели простой прием медикаментов. Кроме того, меньше побочных эффектов от лекарств.

Впрочем, доказанная эффективность психологической помощи не исключает важности приема медикаментов в некоторых случаях. Иногда, совместная помощь психолога и психиатра дает больший эффект, нежели обращение к одному из них. Так часто бывает при эффективном лечении депрессии.

Для многих критически-мыслящих потенциальных клиентов встает вопрос о том, а каким образом происходит это воздействие? Как разговоры (помощь психолога) могут изменить реакции и улучшить работу мозга?

Начиная с 1996 года, когда впервые были открыты зеркальные нейроны головного мозга ученым Джакомо Ризолатти, этот вопрос получил и научно-обоснованный ответ. Эти нейроны расположены на поверхности лобной и теменной долей кортекса и отвечают за способность эмоционально откликаться на воспринимаемое извне.

Проведенные эксперименты на обезьянах показали, что моторные нейроны у тех обезьян, которые только пассивно наблюдали поведение других обезьян, активизировались по той же схеме, как у тех, кто на самом деле осуществлял активную роль в интеракции. Таким образом, наш мозг способен обучаться эмоциональным реакциям и усваивать опыт, который будет потом транслировать с помощью отлаженнй структуры нейронной сети. А эмоциональное взаимодействие помогает закреплять усвоенный опыт.

Это доказывает зависимость формирования установок восприятия от приобретенного эмоционального опыта, что особенно явно проявляется у детей, мозг которых развивается во много раз активнее, чем у взрослого человека, психика которого направлена, скорее, на стабильность (поэтому для глубинных изменений в работе с психологом необходимо время для преодоления энерции психологических защит взрослого человека).

Зеркальные нейроны представляют собой нейронную основу эмпатии и могут рассматриваться как физиологические основы интернализации (глубокого «впитывания») межличностного общения.

Вот несколько цитат в пользу признания данного факта учеными со всего мира:

«До сих пор ученые рассматривали культуру и биологию, которые принципиально отделены друг от друга. Но теперь мы видим, что зеркальные нейроны поглощают культуру прямо, передавая от поколения к поколению через социальный обмен, имитацию и наблюдение».

Патриция Гринфилд, психолог Калифорнийского университета

«Фактически зеркальные нейроны внедряют нас в разум другого человека»

Марко Якобони, профессор психиатрии и неврологии

«Мы буквально считываем чужие чувства и эмоции, благодаря особым нервным клеткам, расположенным в левом полушарии коры головного мозга. А по сути воспроизводим мысленные образы, рожденные в другой голове»

Марко Якобни

«Когнитивная наука представляет собой междисциплинарное научное направление, которое объединяет психологию, лингвистику, теорию познания, теорию искусственного интеллекта, нейрофизиологию. Зеркальная система в мозгу это то, что включается тогда, когда вы наблюдаете за тем, что делает другой человек, либо другая группа людей. Это способность ментально встать на позицию другого человека (что он о вас думает и др.). Это основа социиума,»

Т. Черниговская, зам. директора Курчатовского NBIC–центра.

Если остались еще вопросы, рекомендую ознакомиться с этим видео:

Также, новейшими открытия в области генетики доказана связь между внешним (в том числе, эмоциональным) воздействием среды и клеточной структурой. В этом ролике можно ознакомиться с научными данными по этому вопросу: