Говоря о психологических особенностях фотографии, мне, как обычно, хочется проанализировать особенности глубинной мотивации людей, связанных с любовью фотографировать, фотографироваться, выкладывать фото в общий доступ.

Страсть к фотографированию нельзя объяснить одной лишь доступностью этого метода. Скорее, он стал доступным именно потому, что имел высокий спрос у широких масс.Фотография — это определенный способ общения: односторонняя передача визуальной информации, учитывая её сложность и видимую «правдивость» образа, может вызвать множество чувств, ассоциаций, суждений и прочее.

С точки зрения восприятия, такие действия говорят о желании человека останавливать время (запечатлевать образ) и владеть тем, что этот образ в себе несет.Просматривать эти самые фото означает обратный процесс: потреблять чувства и иметь к ним доступ в любой момент времени. Это может касаться и собственного образа, когда человек смотрит свои фото или же образов других людей, на которых он проецирует свои чувства.

Загружая их в общий доступ, мы сознательно или бессознательно стремимся оказать на других людей то впечатление, которое нам сейчас  наиболее желательно. Не буду отдельно останавливаться на том, как люди выстраивают эмоциональные образы на материале внешних стимулов, однако упомяну, что здесь всегда присутствует связь, обусловленная прошлым опытом каждого человека.

В основе такого запроса об обратной связи посредством соцсетей в интернете лежит некая внутренняя пустота в нашем образе самих себя. Эту пустоту хочется заполнить, поэтому мы представляем себя именно с той стороны, где нам нужна подобная поддержка.

Всяческие лайки и репосты призваны создать псевдозаменитель эмпатического отзеркаливания: чем больше ребёнок в своем детстве не мог видеть подтверждение своего существования на протяжении своего роста, тем больше ему хочется отзеркаливаться посредством лайков в соцсетях. Что интересно, отзеркаликаливаться нужно именно в дефицитарных зонах.

Даже сейчас статья пишется во многом для отзеркаливания: мои мысли действительно существуют и для кого-то представляют ценность. Конечно, есть ещё и другая мотивация, лежащая вне процессов отзеркаливания.

Любая деятельность полимотивирована, однако, раз мы признаем иерархию потребностей внутри себя (когда существует сразу несколько желаний, но исполняем мы их в какой-то определенной последовательности), какой-то из мотивов оказывается сильнее.

Фотография стала не только простым и удобным инструментом коммуникации, но и некоторым «программируемым зеркалом», в котором мы можем отражаться так, как нам надо. Видеть других такими, как нам надо. Именно поэтому очень популярны и фоторедакторы и фотографы, а также косметика.

Когда человек говорит словами с другим – это гораздо более сложный процесс, ведь необходимо в непосредственном контакте строить некие образы и добиваться постоянного сходства этих образов, тогда, появляется ощущение понимания друг друга.В фото этого нет.

Обмен фото — это общение без необходимости понимания, но с очень стойким ощущением понимания, так как мы биологически так устроены, что судим о мире на 80% через визуальные образы. Конечно, при близком общении, все эти иллюзии довольно быстро разбиваются в пух и прав, но функция обмена фото направлена на самоудовлетворение каждого, будь он поставщик фото-образов или их потребитель.Чем больше фото и меньше искренних слов друг другу – тем больше будет ощущения разобщения и одиночества у этих людей, хотя их самооценка и подкрепляется лайками, что еще больше входит в противоречие с реальной ситуацией психологической изолированности.

Конечно, фото может быть искусством, в котором заключены глубокие смыслы, сложные образы, которые не описать словами, однако такое фото дается обычно с большим трудом и не отличается симптомами навязчивости.
Фотографии в соцсетях