Данная научная статья написана специально для сборника по итогам конференции «Актуальные вопросы профилактики суицидального поведения»
Ростов-на-Дону, 19 – 20 ноября 2016
Основным средством, предотвращающим суицид, является живой непосредственный контакт с человеком, с которым можно поделиться такими болезненными чувствами, которые вызывают желание покончить жизнь самоубийством. Данный тезис будет рассмотрен в статье с учетом анализа глубинных причин отказа от жизни и фрустрированных потребностей, удовлетворения которых необходимо человеку для выхода из кризиса. Чтобы обеспечить контакт необходимого качества создаются телефоны доверия как профилактический способ снизить количество завершенных суицидов, а также их попытки. [6]
Сперва рассмотрим основные тригерры, вызывающие кризисную ситуацию, а затем обратим внимание на глубинные причины отказа от жизни.
Итак, обобщая изученную литературу, можно сделать вывод, что основными ситуациями, провоцирующими суицид, являются:
- возрастной кризис;
- глубокие расстройства личности;
- потеря значимых эмоциональных связей в результате расставания или смерти супруга, родственника, друга, животного и т.д. Или же долгое отсутствие;
- социальная неустроенность (увольнение или отсутствие работы);
- неизлечимая болезнь.
Отягчающими факторами, увеличивающими вероятность импульсивной попытки совершить суицид являются: употребление любых психоактивных веществ, прошлые попытки суицида или суицид близких людей, люди с нестабильной самооценкой и люди с любым проявлением социальной изоляции, в том числе и люди с нарушениями психического здоровья.
Э. Дюркгейм выделял среди всех одну основную причину суицида – одиночество. Причем в его философском, экзистенциальном смысле. В его подходе основную роль играли социальные причины, если человек чувствует себя ненужным в обществе, он может совершить самоубийство по определенным причинам: не найдя себе места в хаотической структуре общества, желая избавить окружающих от своего существования, а также из-за его невозможности любить других людей и смиряться с невозможностью удовлетворить какие-либо свои потребности.[4]
Также, ряд исследователей отмечают внутрипсихологические причины как основные факторы, толкающие к суициду. Интроецированные паттерны восприятия себя как источника бед окружающих людей подталкивают к аутоагрессии, эмоциональное отвержение и жестокость вызывает острое чувство ненужности и эти переживания настолько сильны, что последним актом свободной воли человека является суицид. [8]
А. Адлер настаивает на рассмотрении суицида как глубочайшего нарушения «коммунального чувства», которое обеспечивает ощущение нужности людей друг другу: «…отдельный человек неполноценен и слаб, мы обнаруживаем тот факт, что человеческие существа живут сообща. Таким образом, чувство общности и социальное сотрудничество являются спасением человека.»[1]
А.В. Сидоров приводит исследование, в котором изучается статистическая зависимость стиля семейного воспитания и числа суицидентов. По данным авторов, среди дисгармоничных стилей семейного воспитания преобладают доминирующая гиперпротеция (36% обследованных семей) и эмоциональное отвержение/жестокое обращение (29% семей). Основные семейные факторы, предрасполагающие к самоубийству: отсутствие отца в раннем детстве и недостаточность материнской любви. Также очень часто присутствует наличие высоких для ребенка требований, которые он не может удовлетворить.[7]
Считаю также уместным рассмотреть некоторые особенности формирования базового отношения к теме жизни и своего места в ней. По современным данным, ощущение себя как достойного жизни человека закладывается в возрасте от нуля до двух лет.
Французские психоаналитики Ф. Дольто и Ж. Ледлофф, которые исследовали глубинные травмы базового доверия к миру, выделили множество факторов, которые формируют стабильное ощущение своей нужности в мире. Прежде всего, это особенности восприятия ребенка матерью, ее эмоциональное отношение к нему, в том числе во время перинатального периода развития человека. Большинство суицидентов были нежеланными детьми или не того пола, который бы хотела видеть мать. Значение отца тоже немаловажно, так как отец является примером преодоления жизненных трудностей, а также образцом многих других социальных навыков. Так как эволюционно, в столь беззащитном возрасте, ребенок максимально зависит от опеки (главная функция которой – кормление и защита) матери и отца, он активно реагирует на эмоциональные сообщения родителей, еще не понимая смысла слов. Причем истинные эмоции он чувствует безошибочно в виду отсутствия защитных механизмов личности, априори искажающих поступающую информацию. [2]
Кроме того, очень важна общая включенность маленького ребенка в контакт с людьми. Жан Ледлофф в своей книге дает прямые рекомендации: от нуля до шести-восьми месяцев не выпускать ребенка из рук взрослых ни при каких обстоятельствах. Делается это с целью обретения им чувства защищенности, нужности и важности для окружающего мира. [5]
Все вышеперечисленные исследователи сходятся в одном: для любого человека важно чувствовать себя нужным: родителям, обществу, своей семье – варианты зависят от той модальности, которой придерживается автор определенной методики и его мировоззрения. Как ощутить чувство нужности – через контакт с окружающими, иного пути это понять нет возможности.
Множество специалистов отмечают, что суицид – всегда является неким посланием окружающим. Именно поэтому часто его оформляют в предсмертные записки. Те мотивы, которые вовремя не были услышаны и восприняты людьми, подчеркиваются самим актом самоубийства. Важно отметить, что эти мотивы из-за своего тяжелого эмоционального состояния очень часто не осознает или осознает слабо и сам человек, который обращается за помощью.
Отмечая, что число детей в состоянии депрессии и суицидальной готовности значительно больше, чем кажется взрослым, и выделяя причины подростковых самоубийств, Франсуаза Дольто рассказывает взрослым о необходимости всегда говорить с ребенком о том, что он «держит в себе», не оставлять его жить с «невысказанными страданиями». Это важно в любой сложной ситуации, так как порог чувствительности у разных подростков различен: один посмеется, другой разозлится, а третий может воспринять ту же ситуацию как трагическую и безвыходную.[3]
Как отмечают многие психоаналитики, стрессовые состояния – признак неспособности психики справиться, используя привычные личности защитные механизмы. В этом состоянии человек испытывает сильную тревогу и беспомощность, иногда оно сопровождается чувством стыда и страха негативной оценки, гнева на окружающих или на себя. В такой ситуации на первый план выходят неудовлетворенные потребности периода глубокого детства, когда человек был также беззащитен и зависел от окружающих: их одобрения, интереса к нему, контакта с ними. Стало быть, именно это необходимо получить в кризисе, рассматривая его как нормальную ситуацию временного психологического регресса. С консультантом общается та часть личности, которая находится в данный момент на уровне ребенка от нуля до двух лет, у которого есть ряд фрустрированных потребностей, которые очень хочется удовлетворить.
Чтобы подтвердить свое право на существование, человеку необходимо с одной стороны избавиться от давления негативных чувств изнутри, выразив и получив их принятие со стороны другого человека. С другой стороны, осознать область своей фрустрации, то, чего именно ему не хватает. Конечно, в работе первого добиться важнее и труднее, чем второго.
Исходя из вышеприведенного анализа причин готовности к попытке суицида, можно сформировать краткий перечень необходимых рекомендаций.
Базовая эмоция консультанта, которая позволяет максимально раскрыть чувства обратившегося за поддержкой человека – искренний интерес. Если человек чувствует сильное желание помочь, возрождается его внутреннее чувство нужности, которое обеспечивает силу желания жить.
Зачастую, внимание человека тоннельно и фиксировано на конкретной проблеме. Необходимо сосредоточиться и исследовать вместе с ним данную проблемную ситуацию, так как именно она вызывает множество чувств. Очень важно, не спешить с советами, так как это может усугубить ситуацию и спровоцировать ощущение, что «никому не интересны чужие страдания».
Следующий очень важный пункт – принятие чувств другого человека, какими бы они ни были, как важного и интересного элемента его субъективной эмоциональной жизни. Только применяя феноменологический подход и исключая всякую оценку возможно обеспечить такое принятие, чтобы сам обратившийся мог принять свои переживания как значимые. Если на этом этапе консультант будет критиковать, оценивать, делиться своим мнением по поводу переживаний клиента, выражать нежелание понимать их, ставить свои смыслы выше смыслов клиента – тогда контакт может оборваться и помощь не будет оказана.
Конечно, важна эмоциональная устойчивость и готовность самого консультанта, потому как негативные чувства могут быть направлены и в его сторону в качестве психологической проверки.
Когда самая ответственная и хрупкая часть работы – установление контакта, пройдена успешно, важно следовать за клиентом в исследовании его жизненной ситуации: как он в ней оказался, кто еще может быть к нему небезразличен, иногда очень полезны паузы или возвраты к уже оговоренным вопросам, чтобы чувства могли устояться. Максимальная бережность и интерес со стороны консультанта — залог сохранения такого контакта, который поможет предотвратить суицид.
На завершающих этапах работы можно искать психологические ресурсы в том числе и новые, содействовать в поиске того, что дает силы жить, изучать разные пути выхода из данной ситуации, дать возможность исследовать новые пути ее решения, простраивать планы на будущее.
Список используемой литературы:
- Адлер «Наука жить», Киев, 1997 г.
- Дольто Ф. «На стороне ребенка», «У-Фактория», М. 2004.
- Дольто Ф. «На стороне подростка», Рама Паблишинг, М.2010.
- Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический Этюд. М. 1994.
- Ледлофф Ж. «Как вырастить ребенка счастливым», Генезис, 2003.
- Моховиков А.Н. Суицидолгия: прошлое и настоящее. «Когито-центр», М. 2001.
- Сидоров А.В., Дмитриенко С.О. «Профилактика суицидальных попыток и мониторинг завершенных суицидов среди детей и подростков в общеобразовательных учреждениях». Методическое пособие, изд. ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО Ростов-на-Дону, 2013г.
- Фрейд З. Очерк истории психоанализа: Сборник. «Алетейя», СПб., 1998.