Что такое «вера в себя»? Откуда она берется? Почему один в себя верит, а другой — нет?Сформировано стойкое убеждение, что одни люди себя ценят мало, другие слишком завышают самомнение. Для меня как специалиста не существует завышенной или заниженной самооценки. Ведь тогда, получится так: для того, чтобы «оценить самооценку» человека, нам нужно её сравнивать с чем-то субъективным, например со своим мнением. Выходит, если мы думаем о другом человеке лучше, чем он сам о себе думает, тогда нам кажется, что его самооценка занижена, если же кто-то об этом же человеке думает еще хуже, чем он сам, тогда завышена. И все уперлось в субъективность восприятия, а это мало нам что-то принесет в вопросах понимания. Я разделяю самооценку на адекватную и неадекватную, а точкой отсчета здесь являются те реалистические проявления, которые могут вступать в конфликт с эмоционально-мыслительными установками.Например, мужчина, серьезно утверждающий, что он сможет сыграть в футбол лучше, чем игрок сборной России по футболу, но никогда не занимавшийся профессиональным футболом — обладает неадекватной самооценкой, так так не может сопоставить веру в свои возможности и реальность. То же самое и в случае, когда трехлетний малыш просит родителей одевать и раздевать его, говоря при этом «я не могу», хотя прекрасно с этим справляется в детском саду. Исследуем кратко процесс формирования самооценки. Конечно, сразу приходят на ум мысли о том, что наше представление о себе может содержать множество мыслительных и эмоциональных установок: какой я, что я умею, насколько я хорошо, на что я могу рассчитывать и прочее. Если проще, мы всегда как-то себя оцениваем (самооценка), оценивают нас и другие. На ум приходит фраза, когда-то услышанная мной: «все, сказанное в детстве родителями своему ребенку, будет звучать в голове всю оставшуюся жизнь.» Действительно, маленькие дети в определенный период своего развития нуждаются в оценках родителей, чтобы составить более-менее четкий образ самого себя, в 3-7 лет. После 7 лет они очень чувствительны к оценкам других взрослых (поэтому лучше учителю начальных классов не быть критичным), после 11 — сверстников, и так далее. Начинается все именно с близких людей, часто этим и заканчивается, родительские послания о ценности ребенка являются фундаментом самовосприятия, который, кстати, может модифицироваться во взрослом возрасте при определенных условиях.За что ребенка хвалят и как наказывают, чего ожидают и как видят своего ребенка: сильным ли, зависимым ли, отрешенным, опасным, вредителем, исключительно великим, сравнивают ли его с кем-то — все это зарождает определенные схемы восприятия самого себя. Пока человек не вырос, он впитывает все, что происходит вокруг. Постепенно ребенок интроецирует все эмоции, сознательные и бессознательные обращения взрослых к нему и внутри него уже есть основа самовосприятия.Однако, если мы говорим о Вере в себя, крайне важно сделать акцент на том, что можно сделать для помощи другому в том, чтобы поверить в себя.Когда мы начинаем новый проект, находимся в нересурсном состоянии, боимся чего-то, нуждаемся в чьей-то поддержке, нам очень помогает одобрение со стороны, вспомните себя. Мы на время ощущаемся себя тем же ребенком. И что-то в этом есть естественное, человеческое. Взять те же соцсети, стали бы люди выкладывать столько фото, если бы не было бы возможности ставить лайк и комментировать? Упомяну также о том, что не каждый хочет поверить в себя. Просто потому, что не имел такого опыта, но зато имел такое прошлое, что проще всего было быть «неудачником». Феномен «неудачника», то есть человека, который совсем в себя не верит и настроен на поражение часто называют «мазохистической личностью». Психологическая защита этой личности имеют такую структуру: люди с чувствительным темпераментом адаптировались к внешним условиям таким способом, что только при их какой-либо неудаче, они могли заслужить тепло, утешение и внимание. Быть же успешным — опасно, так как вызывает конкуренцию, агрессию и даже отвержения от того, кто заботится о ребенке и не слишком хочет проигрывать ему. Этот же момент с другой стороны, люди, которые зависят от постоянных оценок и делают что-либо скорее для получения похвалы, чем ради результата своего труда. У таких людей может сформироваться стойкая зависимость от социальных сетей, поддерживающих их Эго отношениях и прочее. В психотерапевтической работе с такими клиентами выясняется та же логика: на самом деле, они чувствуют себя недостаточно признанными, важными, способными, достойными. Их так много оценивали (даже если было много положительных оценок и некая идеализация ребенка), что собственная самооценка, опирающаяся на реальные достижения, просто не успевала формироваться.Как я уже писал, все мы нуждаемся в поддержке, чтобы поверить в себя. Наш «внутренний ребенок» иногда нуждается в том, чтобы слышать что-то вроде «у тебя хватит сил», «ты пройдешь через это». И это вполне нормальная ситуация, которая не говорит о слабости или низкой, неадекватной самооценке. Вспомнил еще одну лозунговую фразу: » Чем отличается неудачник от победителя? Неудачник боится и не делает, а победитель боится, но делает». И на этом пути к успеху, хорошо бы, чтобы были те, кто поймет нас, и не будет руководствоваться бездушными клише. |
Вера в себя. Причины