Главные эмоции в жизни человека по К.Изарду состаляют список из 10 наименований, имеющих глубокие филогенетические корни:
радость, интерес, удивление, стыд, вина, гнев, презрение, отвращение, горе, страх.
Все остальные эмоции, согласно автору, получаются путем смешения базовых, например, зависть=гнев+радость, любовь=интерес+радость и т.д. Конечно, это очень общая и грубая теория, непозволяющая описать эмоциональный мир живого человека.
Что интересно, приятных эмоций из этого всего две: радость и интерес. Так нужно для биологического сохранения нашего вида: эмоции подсказывают как именно нужно избежать угрозы и когда ее нет. Впрочем о функциях эмоций я напишу ниже.
Полезность этой теории можно заметить на примере развития рефлексии: отталкиваясь от осознания своих базовых эмоций, мы можем понять, чего же именно нам сейчас не хватает, опираясь на ее функции.
Что интересно, проводя тренинговые занятия с подростками, я убедился насколько мощно это помогает развить навык самоконтроля, стоит только приучить себя спрашивать: «Какую из базовых эмоций ощущаю?». Также я убедился, что не только практически все подростки не знают функций эмоций, но и их родители тоже. Для клиентов с алекситимией считаю возможным использовать и в работе психолога.
Итак, я взял на себя смелость немного видоизменить классификацию Изарда и сформулировать их функции своими словами. Эмоции обеспечивают нам выживание (особи и рода/вида в целом), показывая насколько удовлетворены наши потребности.
Вот как я вижу функции эмоций (в скобках вопросы для тренировки рефлексии и снижения эмоционального заряда):
Страх — отдаление от потенциально вредного объекта (какой вред я могу получить?)
Интерес — сближение с объектом, способным удовлетворить потребности (что хорошего мне это принесет?)
Гнев — устранение преград на пути к важной цели (к какой цели я иду?)
Удивление — изучение нового объекта (что это такое, может ли оно мне навредить?), тоже отрицательная эмоция, крайней степенью которой является шок
Тревога — переориентировка привычки уделять внимание чему-либо. «Что-то не так, как должно быть» (что важное в жизни/ситуации я должен изменить?)
Грусть — принятие неизбежной потери важного объекта (что я потерял? возможно это абстрактный объект: надежда, иллюзия, мировоззрение)
Отвращение — отказ от контакта в виду слишком большой его трудности (разве окупятся мои усилия, если я приму это?)
Вина — социальное мерило поступков. «Я допустил ошибку» (что я сделал неправильно?)
Стыд — изменение социального статуса. «другие увидели, что я допустил ошибку и будут плохо относиться ко мне/отвергнут» (что другим не понравилось?)
Радость — показывает, что потребности удовлетворены (кто или что принесло мне то, что я хотел?)