в статье рассматриваются фильмы с точки зрения психоаналитической теории психосексуального развития


Все три фильма помогут Вам избавиться от иррациональной вины и получше увидеть общество с его изнанки, а также развить критическое мышление, чувство личной ответственности, понимание «изнанки» нашего общества. 

Также они помогут переоценить то влияние, которое мы впитываем, живя в этом перенасыщенном информационном потоке, в котором у нас, по сути два полярных выхода. 

Первый: дистанцироваться от воздействий, вызывающих стресс в протест или апатию(отключение чувств). 

Второй выход: оставаться пожизненным инфантилом, так и не вступающим в критическое осмысление довлеющих над нами сил, слушаться и подчиняться установленным порядком, просто пытаясь найти своё теплое местечко, свои идеальные отношения, всячески избегая любых критических оценок.

С точки зрения психосексуального развития, в нас пытаются вырастить идеальных потребителей, по-разному удерживая на доэдиповой фазе, где общество в лице его правителей, рекламы, телевидения и соцсетей представляет собой практически идеальную картинку, заботящуюся о нас, где «большие дяди» решают важные дела за нас, позволяя нам предаваться каким-то маленьким грешкам и не особо ответственному поведению. 

«Отвечают за всё они, большие, у них власть, а что я могу сделать?! Достаточно моего наивного доверия к ним»- таково мышление ребенка до 3-4х лет, не вступившего в эдипов конфликт, когда родитель постепенно теряет свою божественность и ответственность постепенно переходит к подрастающим детям. После постепенного принятия ответственности, они уже могут учиться, познание переходит из чувственного восприятия в абстрактно-логическое, появляется критичность. И в этой критичности появляется собственное мнение, энергия теперь направлена не на безусловную любовь к родителям и не на вражду с ними. К 7 годам, в норме, психическая активность направлена на познание и, далее, на преобразование и развитие внешнего мира.

В популярном кинематографе нелегко отыскать фильмы, помогающие перешагнуть эту грань между поверхностной, детской идеализацией всего окружающего, взрослого мира и психологической зрелостью.

«А если этот мир идеальный, значит все мои неудачи говорят о том, что я в корне какой-то неправильный, а не мои поступки неправильны» — так продолжает мыслить наш ребенок, не осмеливающийся на свой собственный взгляд на мир, отсюда и появляется иррациональная вина и депрессия как следствие. Но последующие фильмы рассказывают не о самообвинении, а об агрессии, которая приходит с запоздалым критическим переосмыслением.

Следующие кинокартины помогают по-новому ощутить то, что нас окружает, в них нет положительных и отрицательных героев, подвигов, добра и зла, посыла, который режиссер стремится вложить вам в голову. Есть люди, которые доведены до отчаяния, которые выбрали путь чувствительности (либо у них не было тех, кто приучил бы их к «нормальности» окружающего мира), но с тем, что они чувствуют они не справляются и этот путь завёл в большую беду.

Все фильмы вышли в течении последних 5 лет и отображают ту самую актуальную реальность. Чем мы пытаемся заполнить внутреннюю пустоту? Что за мусор туда проникает из информационных потоков? Как он на нас влияет? Теперь богат не тот, у кого информация, а тот, кто может отличить зерна от плевел, кто перешагнул конфликтную фазу и  может спокойно уважать и улучшать всё внешнее, видя в нём и плюсы, и минусы.

Герои фильма «Боже, благослови Америку» проживают острую фазу эдипова конфликта, которая являет себя сначала в 3-4 года, потом может «вернуться» в подростковый период, затем в кризис 40 лет. И чем хуже ребенку помогали развить СВОЕ мнение, тем болезненнее проживаются повторы этой стадии позднее. Что и показано в фильме, где дружба 40-летнего мужчины и девочки-подростка сделала из них серийных убийц, наделенных общей целью, навязчивой идеей-фикс.

 


Главный герой фильма «Грязь» является успешным карьеристом, проживающим «правильную» жизнь с многочисленными развлечениями и имеющим  устаканившиеся разногласия с собственной совестью. Думаете, он такой успешный, потому что является развитой личностью? Не тут то было. Под покровом поверхностной шелухи, мы видим глубоко упакованный в бессознательное невроз, склоняющий его всё больше в психотическое состояние, результатами которого явились не только привычный уход от него жены с ребенком, но и многое другое.

 


Маньяк фильма «Бивень» представляется по-началу мудрым знатоком жизни, но на деле оказывается настолько психически-нарушенным, что совсем не может отказаться от соблазна постоянно создавать из людей животных. Всё дело в том, что в его печальной биографии в раннем детстве единственным нормально-заботящимся о нем лицом было животное (морж), он всю жизнь сдерживался, надеялся найти что-то светлое в людях, но накопленная агрессия сделала из него маньяка, как это и бывает при неблагополучном окружении. При более благоприятном сценарии, он мог бы стать зоофилом.

 

Что ж, если Вам больше 18 лет физически и больше 4-х лет психологически, эти фильмы для Вас. Очень большая часть населения России, на мой взгляд не перешагнула этот критически важный эдипов возраст и имеет инфантильную фиксацию: мир либо страшный и авторитетный, думать самостоятельно нельзя; либо мир ужасен и я буду с ним бороться и критиковать. Поэтому сразу предупреждаю, что данные фильмы могут вызвать в Вас сильные, неприятные, резонансные чувства. Так что, если статья не понравилась, фильмы тоже лучше не смотреть. А если почувствовали какое-то воодушевление, тогда вперед!
«Жесткие» фильмы о маньяках, которые заставят взглянуть на мир по-другому