в данном аспекте мной не обсуждаются этические и ситуационные вопросы, а также аспекты различных модальностей, чтобы не уйти в дебри размышлений и сохранить единый стиль написания

Рынок психологических услуг продолжает расти, и уже довольно много клиентов попробовали разобраться со своими трудностями у разных специалистов, иногда получая неудовлетворительный для них опыт. После неудачной пробы, клиент может уйти с разочарованием, а психолог с обидой, грустью или чувством вины (если нет вторичных защит).

Качество работы психолога оценивается клиентом субъективно, часто опираясь на своё эмоциональное впечатление как единственный критерий.  Однако не каждый клиент, оценивший качество помощи психолога как низкое, действительно объективен. Когда-то избавиться от излишнего чувства вины мне помогла фраза моего супервизора о том, что клиент,  не разбирающийся в работе психолога, в принципе не может объективно оценить качество нашей работы, он лишь чувствует что-либо и от этих чувств уже строит поверхностную оценку.

«Чем лучше себя чувствую, тем лучше поработал психолог» — так зачастую мыслит клиент, особенно после первых встреч. Можно подумать, что это логично, особенно если учесть, что само качество жизни мы оцениваем через призму собственных чувств. Однако, не только, а иногда не столько благодаря собственным переменчивым эмоциям происходят реальные изменения в личности, которые могут помочь клиенту избавиться не от симптома, а от причины своих трудностей.

Здесь важно детальнее разобраться в клиентской мотивации и двух типов видения собственных проблем, жизни, психической зрелости в целом.Другими словами, даже если в терапии клиенту в какие-то моменты плохо и тяжело, он испытывает множество неприятных эмоций, он может высоко оценивать работу психолога,  так как понимает и осознаёт полезность соприкосновения с тем травматическим опытом, который необходимо вытащить из себя и освободиться от его влияния на свою жизнь.

Это доступно при крепком терапевтическом альянсе, доверии, хорошем осознании своих психических и терапевтических процессов у клиента.  Редко такое случается на первых встречах, поэтому мотивировать серьезной глубиной проблемы клиента на первых встречах я считаю преждевременным.

Что ж, разберемся с этим двумя категориями поподробнее.

1) Клиенты с внешним локусом контроля (чаще всего, запрос на снятие симптома) 

Это те люди, кто пока не готов рассматривать себя как источника собственных проблем. Для таких людей глубинная терапия, и  научная психология в частности, редко вызывают интерес, и к специалисту они идут «когда уже совсем плохо», «невозможно и дальше терпеть».

Их отличает не только терпимость к собственной душевной боли в сочетании со страхом узнать её истинные причины (что часто приводит к зависимостям, облегчающим состояние на короткий срок), но и недоверие к окружающим, к тем людям, с которыми им предстоит открыться. Конечно, это предъявляет высокие требования к искусству психолога выстраивать с ними доверительный контакт, но об этом позже.

Проясняя ожидания клиента, легко увидеть, что и других людей они воспринимают как и себя – несвободными, поэтому часто бывают запросы на:- пассивное ожидания снятия симптома,- изменение поведения/характера другого человека,- привлечение или отталкивание кого-либо (аналог «приворота» и «отворота»),-помощь с важным жизненным решением, которое уже почти созрело внутри клиента, но психологические защиты мешают ему это признать.

Такие «волшебные» запросы зачастую бывают из-за идеализации психолога, что усиливается рекомендациями знакомых, которые посоветовали обратиться или яркой самопрезентацией специалиста. Причём, на словах клиенты готовы на длительную терапию, однако привычный самообман не позволяет им озвучить актуальные ожидания быстрой и ощутимой помощи.

Поэтому, после создания  эмоционального контакта так важно суметь глубоко проинтерпретировать причины появления тех или иных эмоций, озвучить актуальные потребности, да и вообще, эмоциональное состояние. При этом можно мысленно простроить путь психотерапии с учётом возможных изменений внутри психического мира самого клиента.

Очень низкая оценка работы психолога часто у тех клиентов, которых почти насильно заставили обратиться к психологу крайне «неравнодушные» родственники или госслужбы, но тут другая история, скорее про имитацию роли клиента, хотя не исключена и призрачная надежда на помощь и у таких людей тоже.

В краткосрочной, проблемориентированой терапии, оценка часто вытекает из степени удовлетворенности фрустрированной потребности клиента, которая часто носит инфантильный характер: пожалеть, одобрить, выразить симпатию, не стыдить. Например, в бессознательном клиента может строиться примерно такая логика: «скажите мне, что я хорошая/великий! сказали? Спасибо, Ну всё прощайте».

Конечно, в этих случаях нельзя говорить о каком-либо излечении, но и игнорировать этот момент совершенно губительно – не получится выстроить контакт.

2) Клиенты с внутренним локусом контроля (запрос на устранение корня проблем)

Необходимо учитывать, что любая глубинная психотерапия базируется не столько на удовлетворении инфантильной потребности, для снятия временной фиксации, сколько на создании таких отношений и условий, где возможно вырасти над своей проблемой, неудовлетворенностью и научиться самого себя успокаивать, брать в руки, восстанавливаться, осознавать границы и прочее.

Стать самому себе тем родителем, которого не хватало в детстве для дополнения приемлемого образа самого себя.Важно отметить, что вторая категория является очень условной, так как личность любого человека развита неравномерно: где-то он зрелый, где-то инфантильно-фиксированный. Во многом, серьезная терапия и представляет из себя «доращивание» болезненных детских частей психики.

В эту категорию я помещаю тех, кто лучше подготовлен к психотерапии собственным опытом, начитанностью, ресурсами, работой с психологами ранее и УЖЕ научился видеть собственную ответственность и нашёл способы влияния, изменения своей жизни, но теперь их не хватает и такой клиент может довериться и обратиться за помощью к специалисту.Выдерживать оптимально подобранную дозу фрустрации для клиента в его неудовлетворенных потребностях – крайне важная способность в глубинной психотерапии.

Это своеобразная «золотая середина» между тем, чтобы сочувствовать и эмпатично снимать напряжение клиента, и тем, когда необходимо дать пространство, чтобы он сам встретился со своими чувствами и поискал свой собственный способ побеждать.(Для большего погружения в эту тему рекомендую прочитать мою предыдущую статью «Тепло и свет в работе с клиентом»: https://rostov-psy.ru/teplo-i-svet-v-rabote-s-klientom/).

Это делается для того, чтобы клиент постепенно смог научиться выносить и осознавать ту боль, которая осталась с ним с детства и её невозможно вытеснить начисто из бессознательного, без эмоционально следа, но вполне возможно стать сильнее этой боли и даже сублимировать, перенаправлять эту энергию туда, где она может найти полезное для окружающих применение. Таким образом происходит внутренний рост.

Часто бывает, что эмоциональной подпитки и поддержки клиенту не хватвет и он хочет найти способ через психолога чувствовать себя максимально удовлетворённым в большинстве моментов своей жизни, что скорее напоминает мышление клиента из первой категории.

Если же психолог не внемлет этому, зачастую бессознательному, запросу, не выводит его в поле осознания, а еще и предлагает непростое взросление с неминуемым взятием ответственности, клиент может ощутить себя еще более фрустрированным и непонятым.

Клиенты с развитым внутренним локусом контроля оценивают работу психолога не столько по критериям мимолётной удовлетворенности, сколько по жизненным, поведенческим и характерологическим изменениям, которые произошли в их жизни: какие-то привычки ушли, какие-то появились, изменился стиль отношений и мировосприятия, разработаны новые полезные навыки и так далее. Думаю, всем понятно, что такой результат стабилен, а не ситуативен, как в первом случае.

Итак, эмоционально-ситуационная оценка бывает у тех клиентов, которые не осознают реального запроса и захвачены сильными негативными эмоциями в жизни и мощными переносными реакциями в терапии, что усложняет их быструю диагностику со стороны специалиста, которую ожидают в первые 3-5 встреч в период установления глубокого контакта и терапевтического альянса.
Трудные клиенты. Почему они уходят