Как правильно воспитывать ребенка? Есть ли универсальные правила, подходящие для всех?
Универсально правильного воспитания не существует потому что сами дети разные и нуждаются в индивидуальном подходе. Однако есть такое понятие как возрастные нормы, чего мы обязательно должны коснуться.
Сейчас, к сожалению, нечасто можно встретить родителя, который стремится понять ребенка, почувствовать его. Для детей это крайне важно.
Многие родители хотят быть правильными и достичь максимально «правильных» результатов в развитии своего ребенка, однако этот подход на бессознательном уровне для ребенка воспринимается как отвержение: не его хотят узнать и понять, а из него хотят что-то слепить. По этой причине у ребенка может вызывать протест то, в чем нуждается сам родитель: успешность, красота, благополучие, образование и прочее.
От некоторых родителей я слышал фразы вроде «со мной все покончено, вся надежда теперь только на ребенка». В этой ситуации что бы ни делал родитель, его ребенок будет чувствовать, что папа или мама слишком несчастливы, и он будет по-началу пытаться сделать их счастливее, а потом может разочароваться в этих безуспешных попытках и даже начать мстить.
Ребенок отказывается выполнять какое-то действие, например, не хочет идти гулять, играть в какую-то конкретную игру… как понять, что ребенок не вредничает, а ему это действительно не нравится?
В кризисе 3-х лет действительно бывают ситуации, когда ребенок говорит «нет», просто для выражения самого протеста — так формируется его самосознание и здесь важно ребенка не сломать. Однако, есть вещи, где вы его «нет» не приемлите и тут важно стоять на своем без применения насилия. Пока личность только формируется, нам, родителям, крайне важно удерживать границы и запрещать вредные вещи и то, что не по возрасту.Но таких ситуаций не должно быть очень много, если это не чрезвычайная ситуация, которая по определению не бывает долгой, ведь психика привыкает со временем ко всему.
Маленькие дети довольно хорошо чувствуют что им нравится, а что нет. Принуждая их к какой-либо игре, можно быстро добиться снижения интереса к ней, усиленно запрещая — интерес повышается. Если же мы сами искренне заинтересованы в том, чтобы гулять, играть во что-то — ребенку это точно будет интересно хотя бы некоторое время. В любом случае, следует помнить, что он не обязан заниматься тем, чего мы хотим. Он отдельная личность, это следует уважать. Иначе он сам не научится уважению к окружающим, максимум – будет бояться. А когда сможет давать отпор – бояться будут уже другие, но не уважать.
Почему дети не слушаются? Это особенность возраста или родители не правильно доносят свои мысли?
Очень важно насколько сам родитель бессознательно верит в то, что он запрещает или навязывает ребенку. Дети крайне чувствительны именно к бессознательному, к тому, что мы не говорим и даже не осознаем, но чувствуем. Если родитель запрещает съесть конфетку, но в глубине души считает, что его ребенок не должен никогда страдать — тогда у ребенка будет истерика. Просто потому что, он получает противоречивое послание: на уровне сознания «страдай» и не получи конфетку, а не уровне бессознательного — «страдать нельзя, тебе должно быть хорошо». Таким образом, он не может добиться четкой и твердой позиции по многим вопросам и ему очень трудно выдерживать отказ.
6.Сейчас многие психологи утверждают, что детей нельзя наказывать. На мой взгляд, родители этот посыл могут интерпретировать как «не быть строгим с ребенком», в результате дети могут стать капризными, у них появляется чувство вседозволенности. Как ограничить в чем-либо ребенка, при этом максимально снизить негативное влияние на психику ребенка?
Смотря, что мы понимает под словом «наказание», дословно оно означает «строгий рассказ», но никак не предполагает физическое или психологическое насилие, отвержение или жестокие ограничения. Насилие приучит детей терпеть и творить насилие во взрослом возрасте. Если же сам взрослый может терпеливо остановить ребенка и вкрадчиво объяснить ему его ошибки, тогда ребенок будет учиться управлять своими эмоциями. Можно показывать последствия ошибок через допустимые ограничения: ребенок разбил что-то ценное — он лишается дополнительных удовольствий на сумму, эквивалентную стоимости разбитого. Это не травматично, если такие последствия исходят от уверенного в себе родителя, на авторитет которого возможно опираться.
Может ли ребенок быть послушным и в то же время сохранять свое мнение?
Я думаю, что при верном подходе, любой ребенок не только может, но и должен иметь свое мнение, одновременно с этим — уважать авторитет родителей. Еще раз: уважать — не значит подчиняться. Просить — не значит приказывать. Надеяться на кого-то — не значит считать себя неспособным.