Говорят, что в возрасте трех лет у детей впервые проявляется тревожность — они начинают ощущать свою индивидуальность. Действительно ли это так? Если да, то чувство тревожности нужно устранять или оно может стать наоборот катализатором к развитию?

Тревожность — это обратная сторона свободы, если ребенок чувствует много свободы, значит мир для него изменчив, неоднороден, неопределен. Часто, если в воспитании ребенка мало границ, его тревожность может быть сильно повышена. Никакие чувства, в том числе и тревогу, не следует устранять, но можно помогать их выражать, стараясь понять их и называть ребенку то, что с ним сейчас происходит: «ты встревожился потому что не знаешь как лучше поступить в данной ситуации? Давай ты подумаешь какие есть варианты? Что будет, если ты сделаешь так?» Катализатором к развитию могут послужить грамотные, но не слишком сложные вопросы к самому ребенку.

Негативные установки из детства очень часто мешают взрослым людям. Почему родители употребляют вообще эти фразы «Я последняя буква в алфавите», «тебя не спрашивали», «хочется — перехочется» и пр. и чем они опасны?

Данные установки пришли из общества, где коллективное преобладало над индивидуальным, таким образом детей адаптировали под реалии, которые тогда были актуальными, а сейчас потеряли актуальность. Многие родители воспитывают детей так, как воспитывали их самих, иногда — противоположным образом. Обе эти крайности опасны в своей неосознанности. На мой взгляд, будущее будет давать больше возможностей людям не только самостоятельным, но и волевым, успешно напитавшимся заботой и контактом в детстве, но рассчитывающим на свои силы, начиная со школьного возраста.

Как дать своему ребенку развиваться своим путем, не делать из него неудавшегося себя?

Помимо уменьшения родительского давления извне, можно стимулировать ребенка к развитию собственных задатков. Здесь важно учить ребенка самообразованию, помогая прислушиваться к собственным интересам. В этом вопросе школа не всегда может помочь, важно научить его получать любую интересующую информацию и поддерживать его собственным интересом к данным темам.

Тревожные дети, негативные установки из детства