Начну с полезных страданий.
Вопреки стереотипному пониманию, сразу скажу, что плохое настроение — это не признак того, что в вашей жизни что-то идет не так, это признак изменений, а любые изменения для целостной системы (например, человек, семья, государство) сопряжены с временным дискомфортом, неудобствами. Именно поэтому есть такое понятие как «нормативные кризисы».
Игнорируя эти точки и периоды роста, мы рискуем растянуть кризис и превратить его в вялотякущее переживание, тогда и появляется чувство в стиле «вроде бы всё хорошо, но как-то мне грустновато…».
Для примера возьмем нормативный кризис пополнения семьи. Если в семье рождается ребенок, необходимо совершить множество усилий по перестроению, упрочнению отношений в семье и за её приделами. Если же этого не делать, возникает бомба замедленного действия: старые модели поведения и реагирования перестают действовать, копятся неотрегированные эмоции, со временем ухудшаются отношения. Особенно это заметно в паре «мать-отец», а ведь стабильные, глубокие и по большей части позитивные отношения в родительской паре для ребёнка представляют особую ценность.
Психолог, создавший терапию через осознания смыслов (логотерапия) Виктор Франкл так сказал: «Человек может вынести всё, что угодно, если видит в этом смысл». Сказал он это не сидя дома в библиотеке, а в фашистском концлагере, наблюдая за тем, что даёт людям силы на выживания, а что их заставляет опустить руки. Мотивацией выживать в концлагере для него стало написание книге о роли страданий и их связи с глубинными смыслами человека, ведь его еврейская семья на тот момент уже была уничтожена и вне стен лагеря его никто не ждал.
То есть, если есть цель, то ради неё и пострадать, что никак не говорит о мазохизме (о нём речь пойдёт ниже). Никто же не жалуется на боль в мышцах, если поставил себе цель набрать мышечную массу, хотя за такими «жалобами» может скрываться вполне понятная радость человека своим результатам.
Итак, в каждом страдании Франкл призывал найти свой смысл, не стремиться избежать боли, а понять: зачем мне это? По сути, здесь невозможно обойтись без самопознания. Есть различные подходы к тому, чтобы это самопознание упростить, я рассмотрю два типа личности, в которые частично укладываются многие популярные способы неэффективного восприятия собственных страданий.
Что касается «вредных» страданий, на ум приходят такое типы устройства души человеческой как депрессивная и мазохистическая личности.
Полезна ли затяжная депрессия? (более года)
Скорее всего, нет. Она даёт лишь небольшие плюсы при большом количестве ограничений и болезненности жизни.
Никогда не слышал в других культурах выражения «сделать из тебя человека», но на мой взгляд это послание сугубо депрессивное, сообщающее о том, что ты, каков ты есть, не заслуживаешь права на существование (тебя нет), а чтобы ты был (стал человеком), необходимо удовлетворять чьи-то внешние ожидание. Соответственно, когда происходит какой-то нормативный или неожиданный кризис, у человека может быть спровоцирована депрессия именно из-за ощущения своего несоответствия внутренним интроецированным стандартам.
Разоблачать депрессивных людей, указывать на то, что они имеют с этого некую психологическую выгоду — дело неблагодарное и неэффективное. Скорее всего, они почувствуют, что вы атакуете их личность, не понимаете, и, вообще, обвиняете.
В основании возможности таких затяжных страданий обычно лежит глубокое чувство экзистенциальной вины. Вербально это можно сформулировать так: «родители не очень радовались моему существованию, моему взрослению, я чувствовал(а) себя обузой, поэтому я виноват, что существую». Ситуация усугубляется, если в семье присутствовал более любимый брат/сестра.
Стало быть, с детских времен работала такая схема: когда я страдаю, мне уделялось хоть какое-то внимание, и это своего рода искупление, если мне плохо, а не хорошо, тогда я получаю «по заслугам» и могу на время перестать ненавидеть себя за то, какой я.
Им необходима помощь в принятии отвергаемых частей самого себя, того что часто называют «безусловным принятием». Это помогает разотождествиться с той моделью, которая была вбита в них заботливым окружением. Не помешает и поддержка в тех случаях, когда они не соответствуют этим ожиданиям и начинают «сходить с ума». Их агрессию, которую они направляют на самих себя полезно помогать на внешний мир.
Для мазохистических личностей депрессия превращается в своеобразный способ адапатации к новой жизненной ситуации, личностного роста в таких условиях не происходит, а создаётся некое «удобное страдание», которым можно прикрыться.
Схема выгоды страдания тут немножечко проще. Они любят жаловаться на то, как им тяжело и как несправедлив мир, ожидая от вас того, что вы будете соглашаться с этим всем и они получат некоторое облегчение. Однако, если начать их убеждать уйти от мужа-алкоголика или с нелюбимой работы, они запросто упрекнут вас в непонимании. Почему так? Потому что по-другому не умеют.
Если для депрессивных личностей крайне не достает опыта позитивного, не обвиняющего, и ничего не требующего, принятия и теплоты, то у мазохистических есть опыт эмоционально-насыщенных отношений. Как вы можете догадаться, они видят принятие себя через мучение. Раз меня мучают, я нужен. И чем сильнее мучают, тем больше я нужен. В этом есть своя правда.
Чтобы им помочь, важно относиться к ним не как к беспомощным детям, подставляя плечо, жилетку и еще что-либо по их требованию, а напротив увидеть в них взрослого человека, увидеть их потенциал и возможности, которые они сами в себе не видят и не используют.
Меняются такие клиенты иногда гораздо дольше, чем депрессивные, благодарности от них обычно меньше, так как им приходится больше трудиться в этом процессе самим.
Что ж, я рассказал как можно воспринимать своё и чужое страдание, какая глубинная мотивация может лежать за ним и что можно сделать для того, чтоб помочь человеку выйти из долгих и мучительных состояний.
Польза и вред страдания