Я уже писал в статье Коронавирус: прогнозы последствий о том, что большинство людей психологически застряли в подростковом возрасте, отсюда либеральная жажда свобод и желание протестовать.
Государственная власть может выполнять роль родителя для населения-подростка. А каждый из нас проецирует свой опыт отношений на окружающую реальность.
Мой обширный опыт в области психологической коррекции детско-родительских отношений говорит о том, что крайности тут вредны, как обычно.
Полностью ограничивать молодого и свежий взгляд на мир — очень плохая идея, грозящая острыми конфликтами, революцией и полным разрывом.
Также и потакать бесконечным потребностям опасно, ведь тогда подросток потеряет мотивацию к взрослению и станет все больше просить и жаловаться.
Оптимальный вариант это постепенное, ступенчатое развитие свобод, где становится не только больше возможностей, но и больше ответственности за то, как эти возможности будут использованы.
Самостоятельное осознание последствий своих действий — этого хочет любой родитель от подростка. Это не равно подчинению. Конечно, при авторитарном прошлом, этого добиться от современного поколения сложнее.
Соответственно, важно демонстрировать и использовать способность к диалогу и принятию необходимых ограничений как со стороны властей, так и со стороны самого себя (самоограничения).
Выражать недовольство несправедливостью — важная составляющая свободы и это может стать началом конструктивного диалога. Если вовремя не заметить — зачатком тяжелого и долгого конфликта.
Что сейчас многим особенно не хватает, так это поддержки. В работе я много раз замечал, что именно поддержки и понимания не хватает подросткам в столь тяжелый период обретения зрелости.
Им кажется, что их бросили, предали, обманули и никогда не любили. Кажется, что надо валить отсюда и забыть все как страшный сон, была бы возможность.
И поддержка эта не обязательно измеряется числами и деньгами. Насколько нас любят мы чувствуем в связи с действиями, которые к нам применяют.
Бьют, когда мы в отчаянии, чтоб ничего плохого не сотворили?
Или дают право выразить мнение, пусть это и приведет к ошибке, от которой мы и сами может пострадать?
Результат этой сложной дилеммы зависит сразу от всех поровну, смогут ли дети и родители услышать и понять друг друга.
Я не знаю. 🙂
Кто это или, или что это но он действует не против людей.