Подросток в семье – не просто ваш изменившийся ребенок, который плохо себя ведёт, это представитель нового поколения, который мыслит по-новому, видит мир совсем иначе. Возможно, это видение совсем вам недоступно, отсюда растёт непонимание и трудности контакта.
По Эриксону, зрелость – это не идеальная встроенность в общество, а возможность привнести что-то своё в это общество (и найти профессию, в которой это возможно делать конкретному человеку), именно тогда человек чувствует свою жизнь наполненной смыслом.
Подростку НАДО против чего-то протестовать, излишняя либеральность провоцирует очень необычные и вызывающие формы протеста.
Протест – форма обретения идентичности еще с двух лет, когда «ПРОТИВ» чего-то, но не «ЗА» что-то.
Популярные вопросы и ответы:
-Главная задача родителя подростка?
Поддерживая ребенка, стать ему ненужным (как учить ездить на велосипеде, постепенно отдаляясь). Необходимо снабжать ресурсами ребенка: убеждаться в том, умеет ли/может ли он сделать то, что от него требуется, есть ли необходимый физический, интеллектуальный психологический инструментарий. Конечно, если родитель сам не умеет рефлексировать когда и какая помощь ему нужна, ему будет очень трудно уловить такие потребности в ребёнке.
-Сколько нужно свободы, а сколько контроля?
В соответствии с возрастными потребностями ребенка и вопросами его безопасности. В общих чертах, необходимо ставить границы именно там, где здоровью или психике ребёнка угрожает реальная опасность. Конечно, подросток может поспорить насчёт опасности интернета, например, тогда это будет вызовом к Вашей компитентности к вопросам, где проявляется родительская власть. И этот вызов, на мой взгляд, абсолютно уместен.
-Будет ли таким ребенок всегда?
Если удовлетворит возрастные потребности в должном объеме, то не будет. Чаще всего, это получается в семьях, тем или иным способом, однако часто бывает, что и каких-то вещей, особенно, признания старших, не достаёт.
-Когда закончатся трудности с ребенком?
Тогда, когда у вас будет достаточно сил, чтобы дать ребёнку ресурсы для преодоления возрастных проблем. Да, дети – это дополнительная нагрузка в любом случае, поэтому необходимо запасаться психологическими ресурсами. Если не занимаетесь собой, если вы не являетесь крепким, поддерживающим и надежным тылом, тогда может быть справедлива поговорка «маленькие детки-маленькие бедки». За этим стоят потребности и проблемы родителей, которые транслируются ребенку. Вывод простой: взрослым детям нужно идти к специалистам, чтобы разрешить свои воспитательные вопросы и негативный опыт своего детства.
Пример: страх экзаменов – гораздо чаще проблема родителей, а не ребенка.
—как избежать ошибок в воспитании?
Никак. Ошибки нужны для учёбы и опыта, гораздо важнее иметь позитивный и приятный контакт с ребенком, чем виртуальный орден «идеальной матери». Собственное пространство ребенка (психологическое и реальное) и ответственность за это пространство – это необходимый полигон для тренировок. Да, это бывает болезненно и тяжело, но стоит родителям отпустить ситуацию там, где её можно отпустить (преодоление собственного страха), и ребенок довольно скоро на своей шкуре поймет, как ему лучше себя вести: где выгодно, а где не очень.