Идет очередной день «карантина» и для многих становится еще труднее взять себя в руки, избавиться от апатии и депрессии, чтобы сделать что-либо.

Повысить свою мотивацию в условиях разрушения привычного режима и отсутствия конкретных цели не так уж просто. 

Более того, неизвестно когда это все закончится и мы вернемся к привычной жизни с более-менее понятным маршрутом к нашим целям, связанным с работой, обучением и широким выбором возможностей для перемещения и отдыха. 

В этой внешней неопределенности таится отражение (проекция) также и нашей внутренней неопределенности: как выбрать именно свою цель.

Для многих людей самостоятельно выбирать цель — не такая уж простая задача. Социальные идеалы и мода, а также ситуации запугивания стремятся подменить наши ценности материальными и поведенческими аналогами, воспитывая потребительские и поверхностные взгляды, где деньги и «неделание запрещенного» представляются единственным средством к достижению удовольствия и безопасности, а значит и счастливой жизни. 

Однако, счастье — понятие глубоко субъективное, хоть и базируется на системе потребностей. Поэтому одна и та же цель на всех (жить «как все», «все как у людей») — это признак подчинения собственного мышления навязанным ценностям и даже достигнув их, человек не почувствует себя счастливым, так как он не понял, чем именно его личное счастье отличается от счастья других.

Если же этот этап пройден и человек чувствует свой путь, ему требуется прикладывать немало усилий и мотивировать себя на постоянное движение к тому, что ему очень подходит. 

Есть такой миф, будто на любимое дело силы сами себе будут находиться, так бывает лишь на первых этапах очарованности целью. Вера в такой миф демотивирует.

Многие цели не предсталяют из себя какой-то конкретики, а являются формой замаскированного страха:

  • бедности (желание много зарабатывать),
  • болезней (желание быть здоровым), 
  • одиночества (желание быть любимым), 
  • ненужности (желание быть известным).

Таким образом, средства подменяют цель. Ведь деньги, популярность, здоровье — все это ресурсы, которые могут быть необходимы для достижения цели. Но сами по себе они нас не в состоянии порадовать.

Есть такой миф, что сначала нужно добиться ресурсов, а потом уже поставить цель. Так вот, этот миф также демотивирует.

Конечно, сейчас многие испытывают трудности с деньгами, однако для формирования целей и повышения качества жизни важно как именно их зарабатывать, а не просто сумма.

Делать что-либо из-за страха иногда привычно и понятно, но не продуктивно. Конечно, уборка под дулом пистолета будет выполнена быстро и качественно, однако в современных относительно безопасных условиях очень важно найти внутреннюю позитивную мотивацию: «Что хорошего принесет мне сейчас уборка?» 

Если ответа нет, но все-таки «надо», значит необходимость убирать — это интроецированная, усвоенная раннее ценность. Например, «уборка нужна, чтобы не чувствовать вины перед родителем, как это бывало в детстве». Таким образом, давний конфликт дает о себе знать в повседневной жизни.

Заставлять себя делать то, что на самом деле не хочется — это тоже проявления внутреннего конфликта: одна наша часть, «внутренний ребенок», хочет одного, другая, «внутренний родитель», стремится подавить его желания.

Взрослый может создать компромисс между враждующими сторонами и держать в уме отсроченное удовольствие: делать то, что надо, то есть испытывать ряд небольших напряжений ради одной большой цели. 

Как видно, конфликт этот универсален и нормален, вся сложность заключается в преодолении детского «хочу» и устойчивым стремлением следовать взрослому «надо».

Стратегия подавления «внутреннего ребенка» и другие виды агрессии по отношению к нему не дадут устойчивого результата, это похоже на попытки отрезать ту часть самого себя, которая болит.

Для приведения такого компромисса в жизнь важно связать существующее напряжение с ожидаемым «ребенком» удовольствием.

Рекомендация: списки дел можно классифицировать с учетом удовлетворения инфантильных импульсов, а в самом процессе труда стоит уметь находить именно приятные моменты удовольствия.

Например, вместо того, чтобы ругать или винить себя за неубранную квартиру, можно начать уборку с плавного рисования «картин из пыли» (если рисование вам приносит удовольствие).

Пример, возможно, очень странный, но ведь и желания детей внутри нас самих тоже кажутся подчас странными, нелогичными и даже дикими, как бы их не пытались уложить в рамки нормальности. Важно уметь услышать голос своих желаний и быть с собой иногда честнее, чем обычно.

Антирекомендация: ставить цели без ощутимой конкретики удовольствия от процесса. Пример: хочу научиться зарабатывать много денег. Деньги для «внутреннего ребенка» не имеют никакой ценности, ценно удовольствие от еды или игрушки, купленной за них.

Чтобы идти к своей цели было проще, представляйте что именно приятного вам эта цель принесет в процессе её достижения.

Как побороть лень и как заставить себя что-то делать